ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА


ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА

ГЕРМА́НСКОЙ ДЕМОКРАТИ́ЧЕСКОЙ РЕСПУ́БЛИКИ ЛИТЕРАТУ́РА, литература немцев, населяющих ГДР. В ГДР развивается также литература западнославянской народности — лужичан (см. Серболужицкая литература).

После окончания 2-й мировой войны 1939 — 1945 на территории Восточной Германии начались демократического преобразования, в которых активное участие приняли прогрессивные деятели культуры, в т. ч. писатели, вернувшиеся из эмиграции и фашистских концлагерей. В послевоенные годы в стране впервые были опубликованы многие произведения писателей-антифашистов, созданные в изгнании («Седьмой крест» и «Транзит» Анны Зегерс, «Лейтенант Бертрам» Б. Узе, романы В. Бределя, публицистика Г. Манна, лирика И. Р. Бехера, Б. Брехта, С. Хермлина). Анализ причин и следствий постигшей немецкий народ катастрофы, обобщение опыта антифашистской борьбы, утверждение необходимости коренных социальных преобразований в стране содержат произведения Бехера, Ф. Вольфа, Бределя, Э. Вайнерта, Л. Ренна, Кубы, Р. Леонхарда, О. Готше, Ф. К. Вайскопфа, Л. Фюрнберга, А. Цвейга, Х. Мархвицы, Х. Фаллады, П. Хухеля, Э. Клаудиуса и др. Лучшие произведения этих лет, продолжая традиции немецкой революционной пролетарской литературы 1‑й половины XX в. (см. соответствующий раздел в ст. Немецкая литература), заложили основы развития социалистического реализма в литературе ГДР. Большое значение для становления новой литературы имели публикации переводов произведений советских писателей: М. Горького, М. А. Шолохова, В. В. Маяковского, А. С. Макаренко и др.

Единению прогрессивных литературных сил ГДР, создание которой было провозглашено 7 октября 1949, способствовал «Культурбунд», основанный Бехером. Организаторская деятельность, художественное творчество и теоретические труды Бехера имели основополагающее значение для развития социалистической культуры и литературы ГДР. Творчество Брехта и постановки основанного им в 1949 театра «Берлинер ансамбль» приобрели всемирную известность и во многом определили дальнейшее развитие театра и драмы ГДР. Политическая и социальная острота, философская глубина, введение литературной параболы, метода «очуждения» и других приемов «эпического театра» — главные особенности драматургии Брехта.

В 50—60‑х гг. литература ГДР отразила различные стороны социалистического строительства в стране. Проблеме политического выбора, поворота масс к социализму посвящен роман Зегерс «Решение», в котором также получила художественную разработку проблема «двух Германий», развитая позднее Кристой Вольф («Расколотое небо») и др. Социалистическое строительство, созидательный труд рабочего класса — основные темы произведений Бригитты Райман, Э. Нойча, И. Новотного, Э. Паница, У. Бергера и др. Широкую картину сдвигов в жизни немецкой деревни нарисовал Э. Штритматтер в романах «Тинко», «Оле Бинкоп» и др. Его творчество, сочетающее эпическое повествование с проникновенным лиризмом и народным юмором, стало одним из крупных достижений литературы ГДР; особый вклад Штритматтер внес в развитие традиционного для немецкой литературы жанра «романа воспитания» (трилогия «Чудодей»). Дальнейшую разработку получила тема расчета с прошлым; к анализу трагической вины немецкого народа, ошибок поколения, отравленного в юности ядом нацизма, обратились Ф. Фюман, Д. Нолль («Приключения Вернера Хольта»), М. В. Шульц («Мы не пыль на ветру»), Й. Бобровский, позднее Х. Шюц, Г. Кант, К. Вольф, Г. Гёрлих и др. Важное место продолжают занимать в прозе и поэзии основанные на личном опыте произведения писателей-антифашистов старшего поколения: Б. Апица, Рут Вернер, Э. Арендта, Хермлина, П. Винса, Х. Лорбера и др. Появились также произведения, анализирующие путь, пройденный республикой за годы народной власти («Актовый зал» и «Выходные данные» Канта и др.).

В 60—70‑х гг. возрос интерес к анализу современных моральных конфликтов («Буриданов осел» и «Присуждение премии» Г. де Бройна), который нередко сочетается с философским подходом к различным аспектам социалистического строительства в стране (Г. Маурер, внесший заметный вклад в теорию и практику социалистического реализма, Ф. Браун и др.). Многие писатели стремятся к художественному поиску и эксперименту. Переплетение мифологических и реалистических элементов повествования характерно для романа Ю. Брезана «Крабат, или Преображение мира», в котором широко использован фольклор лужичан. Элементы социальной утопии — в романе Э. Кёлера «За горами». Введение фантастики и легенды в реалистическому по замыслу повествование свойственно Зегерс, К. Вольф, Кёлеру, Паницу. Больших успехов в 70‑х гг. достигла новелла (Штритматтер, Новотный и др.). Развиваются также исторический роман и повесть. Углубляется осмысление темы войны и фашизма, взаимоотношений с соседними народами («Остановка в пути» Канта, «Пример одного детства» К. Вольф, «Солдат и женщина» М. В. Шульца и др.). Возник интерес к проблематике НТР («Киппеиберг» Нолля).

Для драматургии ГДР в целом характерно тяготение к переработке и переосмыслению мифологических сюжетов, а также литературных источников. Выделяются исполненные иронии и юмора пьесы П. Хакса, в которых на историческом и современном материале решаются морально-этические проблемы. Остроконфликтность, политическая злободневность отличают драматургию Х. Мюллера, во многом продолжающего традиции Брехта и приемы агитационного театра. Современной проблематикой насыщены пьесы Брауна, Х. Байерля, К. Хаммеля и др.

В разнообразной в жанровом отношении поэзии ГДР выделяется философская и интеллектуальная лирика Арендта, Маурера, Бобровского, Брауна и др. Развиваются традиции политического «зонга», а также народные баллады.

Организационно-творческую работу среди писателей осуществляет СП ГДР (образована в 1947).

Литературная периодика: еженедельник «Культурбунда» «Sonntag» (с 1946), журнал Академии искусств ГДР «Sinn und Form» (с 1949), журнал Союза писателей ГДР «Neue deutsche Literatur» (с 1963), литературоведческий журнал «Weimarer Beiträge» (с 1955), филологический журнал «Zeitschrift für Germanistik» (с 1980).

Издания:
Поэзия ГДР, М., 1973;
Повести и рассказы писателей ГДР, [т. 1—2], М., 1973;
Драматургия ГДР, М., 1975;
Творчество и жизнь. Литературно-худож. критика в ГДР, пер. с нем., М., 1976;
Поднимаясь к новой жизни. Стихи и проза писателей ГДР, М., 1979;
Новелла ГДР. 70‑е гг. [Сб.], М., 1980;
Повести и рассказы, пер. с нем., М., 1981;
Из совр. поэзии ГДР, М., 1981;
Совр. повесть ГДР. 70—80‑е гг., М., 1984.

Литература:
Литература Германской Демократия. Республики. Сб. ст., М., 1958; «ВЛ», 1970, № 12 (посв. литературе ГДР);
История литературы Германской Демократической Республики, М., 1982;
Geschichte der Literatur der Deutschen Demokratischen Republik, B., 1976;
Literatur der Deutschen Demokratischen Republik. Einzeldarstellungen, Bd 1—2, B., 1974 — 1979;
Internationale Bibliographie zur Geschichte der deutschen Literatur von den Anfängen bis zur Gegenwart, Tl II, 2, B., 1972.

А. А. Гугнин.


Литературный энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. . 1987.

Смотреть что такое "ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ЛИТЕРАТУРА" в других словарях:

Книги



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.